О том, чтобы стать актером, Энтони Хопкинс задумался всерьез лет в 15. Его родители, к искусству отношения не имевшие (отец был булочником), не возражали. Они отправили сына учиться в колледж музыки и драмы в Кардиффе, а завершал Хопкинс свое образование в Королевской академии драматического искусства. Несколько лет он проработал в знаменитом театре в Стрэтфорде-на-Эвоне. В молодости Хопкинс дотошно изучал систему Станиславского, правда, со временем в своей работе от нее отказался – жизнь заставила («Играть людоеда по Станиславскому было бы опасно для моей психики»). Но зато его самой большой любовью навсегда остался Чехов. В телепостановках он играл и Астрова, и Прозорова. «Дядю Ваню» он даже экранизировал в 1996 году, перенеся действие пьесы в Уэльс и назвав фильм «Август». Кстати, Хопкинс одобрительно отзывается о картине Андрея Кончаловского по тому же «Дяде Ване». Его дебют в кино состоялся в 1968 году – в картине Энтони Харви «Лев зимой», но после нее он не проснулся знаменитым, потерявшись на фоне Питера О'Тула и Кэтрин Хепберн. Хотя коллеги его работу отметили, номинировав на премию Британской киноакадемии за роль второго плана. В 70-е Хопкинс снимался немало, но его главные достижения этого десятилетия связаны с телевидением. В 1973 году его назвали «актером года» за исполнение роли Пьера Безухова в телесериале «Война и мир». Начиная с «Магии» Ричарда Аттенборо Хопкинс попадает в ряды выдающихся актеров. Можно выделить две главные группы его ролей: первая – люди с заурядной внешностью, но с сильной внутренней энергией, вторая – люди с заурядной внешностью, сильной внутренней энергией, но с серьезными психическими отклонениями. Удивительное дело, к актеру, у которого самая известная роль страшнее не придумаешь – маньяк из маньяков доктор Лектер в «Молчании ягнят», – маска злодея не прилипла. Он, особенно в последние годы, уверенно проходит по разряду интеллектуалов. Хотя сам по этому поводу иронизирует: «Все думают, что я живу в обнимку с книгами Шекспира. Это не так». «Молчание…» принесло ему не только славу, деньги и многочисленные награды, но и мировой рекорд – его герою отведено всего 16 минут экранного времени, а «Оскара» он получил как исполнитель главной роли. Такого в истории премии не было. Что касается Шекспира, как всякий уважающий себя английский актер, Хопкинс не прошел мимо произведений гения-соотечественника – сыграл Клавдия в «Гамлете», сыграл Отелло. Из воплощенных им на экране исторических, политических и прочих деятелей можно составить внушительную портретную галерею, в которой самые почетные места, несомненно, будут отведены двум президентам США: Ричарду Никсону («Никсон») и Джону Куинси Адамсу («Амистад»). За обе роли он номинировался на премию Киноакадемии. Однако на заслуженного артиста периодически нападает хандра и тогда он печалится о бесцельно прожитых годах («Что я сделал за сорок лет? Парочка хороших фильмов. Несколько плохих»), угрожает, что больше не будет сниматься, отказывается выходить в свет («Я уже не в том возрасте, когда заводят новые знакомства»), рассуждает о тщетности бытия и повальной коммерциализации кино («Всех интересует только прибыль, а совсем не премия «Оскар»). Когда депрессия заканчивается, он снова появляется на площадке («Уйду на пенсию только тогда, когда откажет память»), в редкие минуты отдыха играет на фортепиано и даже сочиняет музыку, пишет картины и даже их продает, ежедневно, несмотря на возраст, ходит в тренажерный зал («У меня молодая жена, надо быть в форме»). Один из самых почитаемых актеров современности любит слегка пококетничать («Я не анализирую роли. Я просто играю», «Меня пригласили провести мастер-классы в лос-анджелесской киношколе. Представляете?»). Между тем две актерские школы (в Уэльсе и Новой Зеландии) носят его имя, да и сам он иногда «проговаривается»: «Те режиссеры, которые пытаются обучить меня актерскому мастерству, долго со мной не выдерживают. Хорошие режиссеры, с которыми я работал, – Стивен Спилберг, Джеймс Айвори, Роберт Бентон. Они прислушивались к моим советам, позволяли мне импровизировать. А мне всегда нравилось помогать режиссерам своими советами». К своему 70-летию Хопкинс получил все положенные награды: еще в 1986 году ему вручили театральную премию имени Лоуренса Оливье за выдающиеся достижения, в 2006-м на «Золотом глобусе» отметили премией имени Сесиля ДеМилля, на голливудской аллее славы заложили его звезду. В 2000 году он получил американское гражданство, но британские «знаки отличия» – рыцарское звание и титул сэра у него остались. Избранная фильмография актера: 2010. ЧЕЛОВЕК-ВОЛК /THE WOLFMAN/, реж. Джо Джонстон 2007. ПЕРЕЛОМ /FRACTURE/, реж. Грегори Хоблит 2006. ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ / ALL THE KING ' S MEN /, реж. Стивен Зейллиэн 2006. БОББИ /BOBBY/, реж. Эмилио Эстевес 2005. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / PROOF /, реж. Джон Мэдден 2004. АЛЕКСАНДР / ALEXANDER /, реж. Оливер Стоун 2003. ДЬЯВОЛ И ДЭНИЕЛ УЭБСТЕР /SHORTCUT TO HAPPINESS/, реж . Алек Болдуин 2003. ЗАПЯТНАННАЯ РЕПУТАЦИЯ / HUMAN STAIN , THE /, реж. Роберт Бентон 2002. КРАСНЫЙ ДРАКОН / RED DRAGON /, реж. Бретт Рэтнер 2002. ПЛОХАЯ КОМПАНИЯ / BAD COMPANY /, реж. Джоел Шумахер 2001. ГАННИБАЛ / HANNIBAL /, реж. Ридли Скотт 2001. СЕРДЦА В АТЛАНТИДЕ /HEARTS IN ATLANTIS/, реж . Скотт Хикс 2000. МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА-2 / MISSION : IMPOSSIBLE II /, реж. Джон Ву 2000. ТИТ ЛИВИЙ / ТИТУС / TITUS /, реж. Джули Тэймор 1999. ИНСТИНКТ / INSTINCT /, реж. Джон Тартелтауб 1998. МАСКА ЗОРРО /MASK OF ZORRO, THE/, реж . Мартин Кэмпбелл 1998. ЗНАКОМЬТЕСЬ , ДЖО БЛЭК /MEET JOE BLACK/, реж . Мартин Брест 1997. АМИСТАД / AMIST AD/, реж. Стивен Спилберг, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана 1997. НА ГРАНИ / EDGE , THE /, реж. Ли Тамахори 1996. АВГУСТ / AUGUST /, реж. Энтони Хопкинс 1996. ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ С ПИКАССО / SURVIVING PICASSO /, реж. Джеймс Айвори 1995. НИКСОН / NIXON /, реж. Оливер Стоун, номинации на премию «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль 1994. ДОРОГА НА ВЭЛВИЛЛ /ROAD TO WELLVILLE, THE/, реж . Алан Паркер 1994. ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ /LEGENDS OF THE FALL/, реж . Эдвард Цвик 1993. СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА / SHADOWLANDS /, реж. Ричард Аттенборо, премия Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль 1993. НЕВИННЫЕ /INNOCENT, THE/, реж . Джон Шлезингер 1993. ОСТАТОК ДНЯ /REMAINS OF THE DAY, THE/, реж . Джеймс Айвори, номинации на премию «Оскар», премию «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль 1992. ПРОЦЕСС /THE TRIAL/, реж . Дэвид Хью Джонс 1992. УСАДЬБА « ХОВАРДЗ ЭНД » /HOWARDS END/, реж . Джеймс Айвори 1992. ДРАКУЛА БРЭМА СТОКЕРА /BRAM STOKER'S DRACULA, реж . Фрэнсис Форд Коппола 1992. ЧАПЛИН / CHAPLIN /, реж. Ричард Аттенборо 1991. ВОЙНА ОДНОГО / ONE MAN ' S WAR /, ТВ, реж. Серджио Толедо 1991. МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ /SILENCE OF THE LAMBS, THE/, реж . Джонатан Демме, премия «Оскар», премия Британской киноакадемии BAFTA и номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль 1990. ЧАСЫ ОТЧАЯНИЯ /DESPERATE HOURS/, реж . Майкл Чимино 1988. ЛОВКАЧ /CHORUS OF DISAPPROVAL, A/, реж . Майкл Уиннер 1986. ЧЕРИНГ КРОСС РОУД , 84 /84 CHARING CROSS ROAD/, реж . Дэвид Хью Джонс 1985. МУССОЛИНИ И Я /MUSSOLINI AND I/, ТВ, реж. Альберто Негрин 1985. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА /ARCH OF TRIUMPH/, ТВ , реж . Уоррис Хуссейн 1985. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ /GUILTY CONSCIENCE, THE/, ТВ , реж . Дэвид Грин 1984. БАУНТИ /BOUNTY, THE/, реж . Роджер Дональдсон 1981. ОТЕЛЛО / OTHELLO /, ТВ, реж. Джонатан Миллер 1980. СМЕНА СЕЗОНОВ / CHANGE OF SEASONS , A /, реж. Ричард Лэнг 1980. ЧЕЛОВЕК-СЛОН / ELEPHANT MAN , THE /, реж. Дэвид Линч 1978. МАГИЯ / MAGIC /, реж. Ричард Аттенборо, номинация на премию «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль 1977. МОСТ СЛИШКОМ ДАЛЕКО / BRIDGE TOO FAR , A /, реж. Ричард Аттенборо 1974. ДЕВУШКА С ПЕТРОВКИ / THE GIRL FROM PETROVKA /, реж . Роберт Эллис Миллер 1974. ДЖАГГЕРНАУТ / JUGGERNAUT /, реж. Ричард Лестер 1972. ВОЙНА И МИР / WAR & PEARCE / ТВ, реж. Джон Дэвис, премия Британской киноакадемии BAFTA TV за лучшую мужскую роль 1971. КОГДА ПРОБЬЕТ ВОСЕМЬ СКЛЯНОК /WHEN EIGHT BELLS TOLL/, реж . Этьен Перье 1969. ГАМЛЕТ / HAMLET /, реж. Тони Ричардсон 1969. ВОЙНА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ/ ЗЕРКАЛЬНАЯ ВОЙНА / LOOKING GLASS WAR , THE /, реж. Фрэнк Пирсон 1968. ЛЕВ ЗИМОЙ / LION IN WINTER , THE /, реж. Энтони Харви, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую роль второго плана
|